МДОУ детский сад 18 города Ржева

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

597b59d5004bbb1771d69361e96c0659.jpg

       Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.  

       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном  возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета. 

    Поэтому в своей работе педагог ставит и решает  следующие задачи:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

2. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

3.Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами  (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.).

      Игра - ведущая деятельность детей, она пронизывает всю их жизнь. Способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей всестороннего развития ребенка. Игры по сенсорике имеют исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

        Прежде всего, у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия. Например, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, катать шары, нанизывать кольца на стержень. При этом совершенствуется моторика рук, глазомер. Посредством  осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать и называть форму, величину, цвет предметов. Он ощущает, что один предмет твердый, другой мягкий. Одни предметы прочные, другие легко разрушаются, рвутся, мнутся и т. д.

     Если взрослые сопровождают действия ребенка словом, обозначают эти действия, качества предметов, то на этой основе обогащается его словарь, развивается речь. Сначала дети учатся понимать то, что они им говорят, а затем и сами овладевают новыми словами. В процессе деятельности, игр по сенсорике развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы, шарики, кубики, матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. У детей  складываются первые общие представления о форме, величине, цвете. В процессе деятельности с дидактической игрушкой развивается способность, сообразительность у детей. Чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вложить в большую, сообразив, где у нее нижняя и верхняя часть. Умение выбрать шарики, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому-то одному признаку.

     Игры  на величину, форму, цвет воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь заниматься в течение времени одним каким-то делом. Развивается устойчивость внимания, особенно тогда, когда ребенок подражает взрослым. Он должен присмотреться к тому, что ему показали и воспроизвести эти действия. Для маленького ребенка это не так легко. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку, подобрать красивые перышки для хвоста петуха и т. д. Так  формируется целеустремленность, активность и некоторая  планомерность действий. 

776eef1ee752efa7c2d3489410b9856f.jpg

Если дети испытывают трудности в усвоении цвета, формы, связи между свойствами предмета, педагог исправляет ошибку, не требуя от детей специального запоминания. В этом случае нужно использовать эффективный прием - любое понятие связывать в представлении ребёнка с реальным предметом, для которого данный признак является характерным (предмет круглой формы - мяч, прямоугольной - кирпичик, треугольной - крыша).

    Таким образом, роль дидактических игр  по сенсорике в умственном воспитании детей младшего дошкольного возраста несомненна. Особый акцент в работе  нужно делать  на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

b81c3c2d7c7e511c6faa63148267bdbb.jpg
23 июля 2019 в 19:49

Прикреплённые файлы:

Документ: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Описание файла:

Файл называется: konsultacija-sensornoe-razvitie-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta_fnjb0.docx

Это официальный файл организации «МДОУ детский сад 18 города Ржева», в нём содержится Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста..

Размер файла: 0,86 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.