МДОУ детский сад 18 города Ржева

Из опыта работы музыкального руководителя Крыловой Л.А. Методика работы с ансамблем ложкарей

 30d8e7462e957aa9f5515320a49e504c.jpg

Методика работы с ансамблем ложкарей

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Обучать игре на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля от 5 – 15 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать: « Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память». Надо обратить внимание детей на роспись, которая называется хохломской. « В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабрике изготавливают такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись назвали хохломской». В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

I. Этап

Знакомство детей с приемами игры на ложках. Музыкальный руководитель должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка музыкой.

II. Этап

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.

ИГРА «ОРКЕСТР»

Дети «играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например: русская народная песня « Где был Иванушка?», русская народная прибаутка «Чики-чики, чикалочки», русская народная прибаутка « Бай, качи, качи…» и другие.

ИГРА « МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО»

Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок  простукивает ритм – остальные повторяют.

РИТМИЧЕСКАЯ  ИМПРОВИЗАЦИЯ

Музыкальный руководитель играет любую плясовую мелодию, или звучит запись музыки, а дети воспроизводят ритм.

На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

 

III. Этап

Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях. Выступление ансамбля ложкарей можно предварить исполнением песни или чтением стихов.

Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все кому не лень.

Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

Играть можно на двух, и на трех ложках. Игра на двух ложках доступна всем детям. На трех ложках могут играть только старшие дошкольники с особыми способностями.

 

ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ

1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.

2. « Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

3. « Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют.

4. Самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

8. На счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар лодками по локтю левой руки.

9. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

Перечисленные приемы игры можно использовать в любой последовательности.

803fedf5474d1a2b95dced3daa3397ba.jpg

1b3cf52252a903dd9a039a9d2b4c4d31.jpg

ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ТРЕХ ЛОЖКАХ

1. В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку №1( назовем условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку №2 кладем между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки №1.

Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке № 1 левой руки.

На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

На счет « три» - поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки №1 левой руки.

На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

2. «Форшлаги»- скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

3. «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча –  «горка».

Если руководитель ансамбля  хочет показать виртуозность ложкарей, можно использовать игру на двух и трех ложках. Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивать соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включать  музыку в записи; соединять игру на ложах с пением, с танцевальными движениями; использовать и другие инструменты: трещотки, треугольник, бубен, ксилофон, металлофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках.

В нашем детском саду не проходит ни одного праздника, концерта  без оркестра ложкарей. Дети  часто выступают на площадках города  и  городских фестивалях. В репертуаре оркестра разная музыка: это и русские народные песни, классическая, а так же современная.

4d2d3f6114018115f907ed4639caf791.jpg

4311bca43e2116100c162425492fd964.jpg

877d63a2b04b862a4495ae18f8a5465f.jpg

18 ноября 2018 в 12:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.