МДОУ детский сад 18 города Ржева
|
Из опыта работы музыкального руководителя Крыловой Л.А. Методика работы с ансамблем ложкарей
Методика работы с ансамблем ложкарей Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Обучать игре на ложках можно всех детей. Численный состав ансамбля от 5 – 15 человек. На занятии удобно разместить детей полукругом, чтобы они не мешали друг другу и хорошо видели педагога. На первом занятии можно показать детям расписные ложки и рассказать: « Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память». Надо обратить внимание детей на роспись, которая называется хохломской. « В Нижегородской области есть село Хохлома, где на фабрике изготавливают такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись назвали хохломской». В работе с ансамблем можно выделить три этапа. I. Этап Знакомство детей с приемами игры на ложках. Музыкальный руководитель должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка музыкой. II. Этап Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения. ИГРА «ОРКЕСТР» Дети «играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен. Целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком. Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например: русская народная песня « Где был Иванушка?», русская народная прибаутка «Чики-чики, чикалочки», русская народная прибаутка « Бай, качи, качи…» и другие. ИГРА « МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО» Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок простукивает ритм – остальные повторяют. РИТМИЧЕСКАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ Музыкальный руководитель играет любую плясовую мелодию, или звучит запись музыки, а дети воспроизводят ритм. На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.
III. Этап Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях. Выступление ансамбля ложкарей можно предварить исполнением песни или чтением стихов. Пляшет эхо, пляшет тень, Пляшут все кому не лень. Ой, жги – говори, заиграли ложкари! Играть можно на двух, и на трех ложках. Игра на двух ложках доступна всем детям. На трех ложках могут играть только старшие дошкольники с особыми способностями.
ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ДВУХ ЛОЖКАХ 1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт. 2. « Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. 3. « Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют. 4. Самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью. 5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева. 6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. 7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке. 8. На счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар лодками по локтю левой руки. 9. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям. Перечисленные приемы игры можно использовать в любой последовательности. ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ТРЕХ ЛОЖКАХ 1. В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку №1( назовем условно) прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку №2 кладем между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки №1. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку. На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке № 1 левой руки. На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку. На счет « три» - поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки №1 левой руки. На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку. 2. «Форшлаги»- скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя. 3. «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». Если руководитель ансамбля хочет показать виртуозность ложкарей, можно использовать игру на двух и трех ложках. Чтобы повысить интерес к занятиям, устраивать соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включать музыку в записи; соединять игру на ложах с пением, с танцевальными движениями; использовать и другие инструменты: трещотки, треугольник, бубен, ксилофон, металлофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках. В нашем детском саду не проходит ни одного праздника, концерта без оркестра ложкарей. Дети часто выступают на площадках города и городских фестивалях. В репертуаре оркестра разная музыка: это и русские народные песни, классическая, а так же современная. 18 ноября 2018 в 12:30
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.