МДОУ детский сад 18 города Ржева

Памятка для воспитателя. "Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с детьми"

 Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком

Памятка для воспитателей

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

- создание доверительно-делового контакта с родителями;

- участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);

- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).





Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;

- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;

- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;

- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;

- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;

- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;

- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;

- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;

- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;

- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;

- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. 

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

- объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

- показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

- обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;

- просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.


Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю).

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

- реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);

- оградить ребенка от реакции других детей;

- уделить ребенку максимум внимания;

- дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых

не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.


1 июня 2016 в 14:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.