МДОУ детский сад 18 города Ржева
|
Памятка для воспитателя. "Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с детьми"Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком Памятка для воспитателей 1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие? 2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)? 3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого? 4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком? Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями. Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Профилактика жестокого обращения с детьми: - создание доверительно-делового контакта с родителями; - участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб); - изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком: Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе. Признаки: - ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту; - ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет; - ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот; - у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания; - ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны; - ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов; - ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери; - ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого; - ребенок судорожно реагирует на поднятую руку; - ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех; - ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса; - ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми; - у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез. Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо: - похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме; - проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем; - объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах; - держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры. Нельзя: - показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение); - обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить; - просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, соцпедагогу, руководителю). Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно: - реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок); - оградить ребенка от реакции других детей; - уделить ребенку максимум внимания; - дать понять, что проблему можно решить. В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия). Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
1 июня 2016 в 14:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.